О.В. Галкина (ПГСГА, Самара) ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Get Adobe Flash player

Наш дружный коллектив единомышленников

Экзамены 2015                   

Мы трудимся

7 декабря 2018 года в школе – интернате прошла фотосессия с совой.

Галкина О.В. (ПГСГА, Самара)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В условиях модернизации системы образования одной из главных задач Национального проекта «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья детей. Поставленная перед образовательными учреждениями задача, которая должна быть в полной мере реализована в процессе обучения, предусматривает повышение качества общего образования подрастающего поколения. Данное направление актуально в первую очередь для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (СКОУ). С нашей точки зрения, СКОУ может оказать существенное влияние на качество образования, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка с ОВЗ, если в обучение и воспитание включены здоровьесберегающие технологии, которые по своему назначению способствуют укреплению и сохранению здоровья учеников в образовательном процессе.

Между тем анализ организации здоровьесберегающей деятельности в СКОУ показывает, что эта деятельность в той или иной мере осуществляется во всех школах, однако, характеризуется отсутствием системы работы по укреплению и сохранению здоровья детей с ОВЗ и чаще всего представлена отдельными мероприятиями.

Решение проблемы организации системы работы по укреплению и сохранению здоровья учеников в основном зависит от администрации школы (директора школы и завучей) при консультативном участии других педагогов и членов Совета школы, управляющего совета. Конкретизация (корректировка) учебного плана школы и расписания занятий, контроль и самоконтроль за выполнением условий обучения, влияющих на здоровье школьников, составляют неполный перечень ведущих направлений в деятельности руководства СКОУ по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.

Администрацией и коллективом ГС(к)ОУ школы-интерната с. Старый Буян уже несколько лет ведется работа по организации здоровьесберегающей деятельности учреждения, которая представляет собой систему, объединяющую деятельность всего учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья всех субъектов педагогического взаимодействия в образовательном процессе. На протяжении последних трех лет были пройдены следующие этапы по созданию системы организации здоровьесберегающей деятельности ГС(к)ОУ школы-интерната с. Старый Буян.

I этап: разработка теоретико-методических основ процесса реализации ГС(к)ОУ школой-интернатом с. Старый Буян функции сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников с ОВЗ;

II этап: разработка модели организации здоровьесберегающей деятельностью в ГС(к)ОУ школе-интернате с. Старый Буян;

III этап: определение типов и содержания (предметного поля) условий, обеспечивающих эффективность выполнения ГС(к)ОУ школой-интернатом с. Старый Буян функции сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;

IV этап: разработка программы «ЗОНТ»;

V этап. экспертная оценка результатов здоровьесберегающей деятельности ГС(к)ОУ школы-интерната с. Старый Буян по формированию здоровьесберегающих компетенций у обучающихся, воспитанников с ОВЗ в рамках программы «ЗОНТ».

На первом этапе были разработаны теоретико-методические основы функции сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ в ГС(к)ОУ школе-интернате с. Старый Буян с позиции здоровьесберегающей педагогики и даны определения системообразующим понятиям: здоровье, виды здоровья, здоровьесберегающая деятельность (ЗСД) здоровьесберегающее пространство (ЗСП), здоровьесберегающие технологии (ЗСТ), организация здоровьесберегающей деятельности.

Здоровье - в принятом нами определении рассматривается как интегральное динамическое состояние функций (физических, психических, социальных и духовных) человека, адекватного возрасту (жизненному циклу человека) физического, психо-социального и духовного развития, самореализации, раскрытия духовных потенций обучающихся. Данное определение здоровья основано на функционально-деятельностном подходе, в соответствии с которым здоровье человека («процесс» по Казначееву В.П.) оценивается через его естественные жизненные функции, которые можно измерить. Согласно принятому определению следует различать: физическое, психическое, социальное и духовное здоровье.

Физическое здоровье - определяет способность человека использовать своё физическое тело, его органы и системы для самосохранения.

Психическое здоровье - определяет способность человека осознавать свои эмоции и поведение, справляться со стрессами и использовать их для повышения уровня здоровья.

Социальное здоровье - заключается в способности к выстраиванию социальных связей, к общению для самосохранения и развития.

Духовное здоровье - определяет состояние, в котором человек осознает свою ответственность, соблюдает грань между правами и обязанностями, свободой и творчеством личности, с одной стороны, и безопасностью общества, с другой. Духовно здоровый человек способен использовать творчество и самосозидание.

Здоровьесберегающее пространство (ЗСП) СКОУ определяется как сложноорганизованная система, состоящая из совокупностей организационных, организационно-педагогических, педагогических, а также (относящихся, прежде всего, к СКОУ) социально-реабилитационных, психолого-педагогических и коррекционных условий, обеспечивающих приоритет укрепления и сохранения здоровья обучающихся, воспитанников с ОВЗ.

Здоровьесберегающая деятельность (ЗСД) - это сложный объект СКОУ, решающий задачи обучения, воспитания, коррекции, социальной реабилитации, адаптации и социализации детей с ОВЗ. ЗСД в СКОУ предусматривает участие в работе с воспитанниками широкого круга специалистов (дефектолога, логопеда, невропатолога, психиатра, социального педагога, педиатра и др.) и использование многообразных форм организации коррекционно-развивающего обучения, комплекса здоровьесберегающих технологий, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) - это: 1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников; 2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; 3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Организация здоровьесберегающей деятельности СКОУ - динамическая система активного взаимодействия субъекта управления с объектом СКОУ, в ходе которого субъект создает комплекс условий для реализации цели и задач по формированию, укреплению и сохранению физического, психического, социального и духовного здоровья участников образовательного процесса.

На II этапе в основу создания модели организации здоровьесберегающей деятельности организации здоровьесберегающей деятельности в ГС(к)ОУ школе-интернате с. Старый Буян. Были заложены следующие идеи управления образовательным учреждением.

Идея самоорганизации. СКОУ являются открытыми системами, адаптированными к внешней среде. Процессы адаптации приводят к преобразованиям СКОУ в открытые сообщества участников образовательного процесса и социума со специфической структурой. Структура СКОУ обусловлена иерархическим соподчинением объектов самоорганизации, называемых функциональными объектами организации (ФОО), к которым целесообразно отнести: деятельность обучаемого; субъектов педагогического взаимодействия в учебно-воспитательном процессе; педагогическую организацию - СКОУ как целостное образование.

Идея субъектности. Структура СКОУ является логическим соотношением функциональных зон ответственности и уровней управления, используемых для достижения целей организации. Каждый ФОО имеет свои конкретные цели и задачи, подчиненные общей стратегии обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ. В связи с этим следует различать три уровня ответственности и контроля за результат деятельности каждого ФОО: технический, управленческий, институциональный - и выделять определенных субъектов управления, ответственных за реализацию деятельности каждого ФОО.

Идея определения условий в структуре СКОУ. Принципиальная осуществимость управления субъектом как результативного влияния немыслима без определенных условий, которые являются средством воздействия на управляемый объект. Создание условий для достижения целей на каждом иерархическом уровне является важным элементом управления, которое понимается нами «не как командование и властвование, а как обслуживание и обеспечение своего объекта, как сложный и очень ответственный сервис» в педагогической организации.

На III этапе определены типы условий и обосновано содержание (предметное поле) комплекса условий, обеспечивающих эффективность выполнения ГС(к)ОУ школой-интернатом с. Старый Буян функции сохранения и укрепления здоровья учащихся в соответствии с требованиями нормативных документов в системе образования.

На институциональном уровне субъект управления, взаимодействуя с социумом, обеспечивает организационные условия для создания здоровьесберегающего пространства.

На управленческом уровне субъект управления обеспечивает организационно-педагогические условия для реализации профессиональной деятельности педагогов и деятельности обучаемых в целесообразном УВП, направленном на достижение педагогических целей. (в нашем случае, в части укрепления и сохранения здоровья обучающихся)

На техническом уровне - субъект управления-педагог обеспечивает педагогические условия для реализации целесообразной деятельности обучаемых (в нашем случае, в отношении формирования, сохранения и укрепления собственного здоровья и формирования здорового образа жизни). Таким образом, между педагогом и обучающимся с ОВЗ формируются субъект-субъектные отношения, так как объектом управления становится деятельность обучаемого, а он сам совместно с педагогом становится субъектом управления этой деятельностью.

Комплекс условий (организационных, организационно-педагогических, педагогических) организации ЗСД выступает как обстоятельства, созданные субъектом управления (руководителем, педагогом), с которыми сообразуется деятельность субъектов педагогического взаимодействия в целесообразном образовательном процессе.

Определение и содержание условий формулируется в соответствии с моделью организации ЗСД.

Организационные условия - это совокупность условий, созданных субъектом управления, для осуществления СКОУ определенной ЗСД. Эти условия создают ЗСП учреждения и включают в себя ресурсы: кадровые, материально-технические, информационно-методические и т.д. ресурсы, обеспечивающие достижение установленных педагогических целей

Организационно-педагогические условия - это совокупность условий, созданных субъектом управления - руководителем, ориентирующих педагога и (или) обучаемого на осуществление определенной ЗСД. Эти условия включают: информационный комплекс, в рамках которого руководитель предписывает определенное информационно-регламентирующее обеспечение ЗСД педагога и обучаемого в целесообразном образовательном процессе, т.е. система документирования образовательного процесса: планы, положения, инструкции, порядки, показатели и т.д., обеспечивающие достижение установленных педагогических целей

Педагогические условия - это совокупность условий, реализуемых педагогом в образовательном процессе для достижения педагогических целей. Педагогические условия представлены как совокупность требований, предписывающих осуществление определенных функций по проведению комплекса контрольно-регулятивных мероприятий, оценке и измерению полученных результатов для коррекции деятельности педагогов и (или) обучаемых в целесообразном образовательном процессе. Это: информационный комплекс, в рамках которого педагог осуществляет определенные контрольно-регулятивные действия, обеспечивающие корректировку деятельности педагогов и (или) обучаемых в целесообразном образовательном процессе: методики (технологии) осуществления контрольно-аналитической и корректирующей деятельности, обеспечивающей достижение установленных педагогических целей.

На IV этапе реализация функции здоровьесберегающей деятельности в ГС(к)ОУ школе-интернате с. Старый Буян рассматривается в рамках программы «ЗОНТ». Каждый компонент программы многозначен и увязан с основными составляющими компонентами здоровья обучающихся, воспитанников школы-интерната: физическим, психическим, социальным и духовным здоровьем. Программа «ЗОНТ» реализуется в учебно-воспитательном процессе по трем уровням:

  1. На уровне компонентов окружающей действительности, подлежащих усвоению это:

З- Здоровье (физическое здоровье)

О- Общество (социальное здоровье)

Н- Нравственность (психическое здоровье)

Т- Труд (духовое здоровье)

  1. На уровне организации деятельности участников образовательного процесса это:

З - Здоровый образ жизни (физическое здоровье)

Общественная ответственность, ориентация в мире, (социальное здоровье)

Н - Нормативное поведение, неподверженность негативным влияниям (психическое здоровье)

Т - Трудолюбие, толерантность (духовое здоровье)

  1. На уровне сформированных действий, способов деятельности, эмоционально-ценностных отношений

З - Знания о здоровом образе жизни как компонент воспитания физического здоровья

О- опыт (социальный, коммуникативный), умения, способы действия в обществе как компонент социального здоровья

Н - Навыки нормативного поведения как компонент психического здоровья

Т- Технология трудовой деятельности как компонент психического здоровья

Воспитательные программы «Здоровье», «Общество», «Нравственность», «Труд». Программы составлены педагогами и воспитателями с учетом:

- возраста детей на период 7-10 лет, 11-13 лет, 14-16 лет

- особенностей интеллектуального и психофизического развития школьника с ОВЗ в этом возрасте.

Содержание программ «ЗОНТ» отражает содержания воспитательной работы в школе-интернате по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Программа «Здоровье» направлена на формирование отношения воспитанника с ОВЗ к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности. Включает: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни. Реализация этой программы направлена на формирование, сохранение и укрепление физического здоровья.

Программа «Общество» направлена на формирование:

- умений и навыков социального взаимодействия: взаимодействию человека с другими людьми, с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

- знаний и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); знаний и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи

- деятельность: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний в устном, письменном виде, диалоге, монологе, деловой переписке; делопроизводстве

Реализация этой программы направлена на формирование, сохранение и укрепление социального здоровья.

Ведущим критерием программы «Нравственность» является соблюдение выпускником школы-интерната социально адекватных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая различные социальные роли, что является составляющей психического здоровья. В ходе реализации этой программы формируются ценностно-смысловые ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии; способности к самосовершенствованию, саморегулирования, саморазвития личности и предметной рефлексии, профессиональное развитие, языковое и речевое развитие; овладение культурой родного язык. Реализация этой программы направлена на формирование, сохранение и укрепление духовного здоровья.

Программа «Труд» направлена на формирование способностей, относящихся к деятельности человека, проявляющейся во всех его типах и формах. К таким формам деятельности относятся: игра, учение, труд, познавательная деятельность продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность. В процессе деятельности формируются способы деятельности: постановка и решение познавательных задач, планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская (проектная) деятельность, ориентация в разных видах деятельности, проблемные ситуации - их создание и разрешение, нестандартные решения), умения выбирать средства и ресурсы. Результатами реализации программы «ЗОНТ» являются сформированные компетентности у обучающихся, воспитанников с ОВЗ.

На V этапе осуществлялась экспертная оценка результатов здоровьесберегающей деятельности ГС(к)ОУ школы-интерната с. Старый Буян по формированию здоровьесберегающих компетенций у обучающихся, воспитанников в рамках программы «ЗОНТ».

Оценка физического здоровья проводится по прямым показателям определения уровня соматического здоровья: уровень развития массо-ростовых показателей; качество регуляции сердечнососудистой системы; функциональные возможности органов дыхания и кровообращения; уровень развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, а также функциональные возможности кардио-респираторной системы; уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы. Оценка физического здоровья необходима для управления здоровьем или, иными словами, для управления механизмами самоорганизации живой системы, обеспечивающими её динамическую устойчивость.

Оценка социального здоровья проводится по 2 группам показателей. Первая группа показателей включает оценку вовлеченности индивида в общественную деятельность, способность к занятости, число социальных контактов и др. Вторая группа показателей включает общительность с близкими и знакомыми, субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью, уровень осуществления своих желаний, уважение общества.

Оценкой развития духовного здоровья школьников косвенно могут быть показатели уровня воспитанности учащихся, ценностное отношение к жизни, к людям и самому себе, сформированность у обучающихся творческой активности. Эти показатели могут определяться с помощью методов оценки эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Оценка психического здоровья включает выявление особенностей познавательных процессов, поведения и общения школьников, особенностей эмоционально-мотивационной сферы, отношений школьника к миру и самому себе.

Критериями оценки организации здоровьесберегающей деятельностью в ГС(к)ОУ школе-интернате с. Старый Буян на основе разработанной модели организации ЗСД являются 4 группы индикаторов:

I группа - ценности: соответствие реального выпускника с ОВЗ компетентностям в рамках программы «ЗОНТ»

II группа - системность: соответствие организационных, организационно-педагогических и педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса стандартным представлениям о здоровьесберегающей системе образования на основе реализации федеральных программ и законов.

III группа - соответствие здоровьесберегающего пространства учебно-воспитательного процесса ГС(к)ОУ общим представлениям о дидактике здоровья

IV группа - результат: уровень сформированности у выпускника компетенций здоровьесбережения в соответствии с реализуемой ГС(к)ОУ школе-интернате с. Старый Буян программой «ЗОНТ»обучения.

Таким образом, предлагаемая нами модель организации здоровьесберегающей деятельности в СКОУ закладывает фундамент к созданию здоровьесберегающего пространства ГС(к)ОУ школы-интерната с. Старый Буян, поскольку позволяет сформировать бесконфликтную образовательную среду, свободную от стрессов и негативных эмоциональных проявлений, т.к. воздействие на ФОО идет через условия, созданные субъектом управления, а не посредством «лобовой атаки» управленческих решений, указаний, директив.

 

 

Список литературы:

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера»№, 2001. - 128 с. - ISBN 5-89144-153-5.

  2. Галкина, О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук» №2. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2008. - с. 30-36 - 0,84печ.л.

  3. Здоровьесберегающие технологии и общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм. - 2002 г. - 114 с. - ISBN 5-94699-017-9.

  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - с. 34-42.

  5. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - 248 с. - ISBN 5-7563-0012-0.

  6. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. Москва: Наука, 1983.-261 с.

  7. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - 352 с. - ISBN 5-7563-0035-Х.

  8. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья/Под ред. В.И. Покровского. - М.:Медицина, 1999. - 320 с. - ISBN 5-225-04466-2.

  9. Масионис Дж. Социология. - 9-е изд. - СПб.:Питер, 2004. - 752 с.-ISBN 5-94723-649-4.

  10. Плющ И.В., Склянова Н.А. Гуманизация как механизм совершенствования здоровьесберегающего образовательного процесса // Сибирский учитель. - 2002. - № 5 (22), сентябрь-октябрь - с. 27 - 32

  11. Плющ, И. В. Критерии оценки здоровьесберегающей деятельности при аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений / И. В. Плющ // Материалы VI Съезда работников образования Новосибирской области. -- Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО.

  12. Синенко В.Я. Сохранение здоровья учащихся школ как многофакторная проблема. /Сибирский учитель № 4. - 2005. - с. 5-8.

  13. Склянова Н.А., Плющ И.В., Боровиков Л.И. Культура педагогического взаимодействия в личностно-центированной образовательной системе //Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. Спецвыпуск. - 2003. - с. 4-9

  14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с. - ISBN 5-89415-346-8.

  15. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие /Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с. - ISBN 5-93134-079-3.

  16. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

  17. ст. 51 Федерального закона «Об образовании»,

  18. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р

  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

Образовательные ресурсы