Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития инклюзивного образования»
Get Adobe Flash player

Наш дружный коллектив единомышленников

Экзамены 2015                   

Мы трудимся

ГБОУ школа-интернат с. Старый Буян заняла 1 призовое место в региональном этапе Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России 2018" в номинации "Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию".

5 декабря 2014 г. директор школы к.п.н. О.В. Галкина выступила на Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития инклюзивного образования» с докладом «Деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как методического ресурса развития инклюзии в общеобразовательной школе».

Текст доклада >>

 Реформирование системы образования России ставит перед педагогическим сообществом новые задачи. На сегодняшний день в принятом Законе об образовании в РФ (№273 от 29. 12. 2012г) самым сложным и достаточно новым стало понятие «инклюзивного образования детей с ОВЗ».

В настоящее время только в Самарской области 8590 детей, имеющих трудности в развитии, находятся:

- в массовых группах дошкольных и образовательных организациях, из 67% - жители сельской местности, не получающие помощи узких специалистов (логопедов, дефектологов, специальных психологов);

- в условиях индивидуального обучения и «вынужденной» интеграции, не подкрепленной соответствующим учебно-методическим и кадровым обеспечением.

Такие дети есть в каждом районе, в каждой сельской школе. Именно дети и подростки с проблемами в развитии, испытывающие трудности в обучении, составляют сегодня основной процент группы социального риска.

Вопрос набирает обороты во времени и уже в ближайшем будущем инклюзивное обучение детей с ОВЗ из идеологических аспектов перерастет в организационно-практические. Это связано, прежде всего, с тем, новый закон об образовании закрепил принцип территориальной доступности детей всех категорий к ОО. Ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свои возможности и свое право на образование в любом типе образовательной организации и получить при этом необходимую ему специализированную помощь в специально созданных для него условиях. Следовательно, обучение детей с ОВЗ должно осуществляться в условиях конкретной территории с учётом её проблем и потребностей, а также специфики социально-образовательной ситуации ( в нашем случае это сельская территория) .  

Школа-интернат с. Старый Буян относится территориально к СЗУ МОН СО . Это сельский образовательный Округ, объединяющий 3 района области (Красноярский, Елховский, Кошкинский), характеризуется значительной разбросанностью населённых пунктов, их удалённостью друг от друга, от городов области, сложностями оказания помощи узких специалистов детям с ОВЗ в малонаселённых пунктах, неблагоприятной социальной обстановкой, ростом социальных болезней, значительным количеством детей, нуждающихся в специальной психолого-педагогической помощи.

Как показывает практика, педагоги не готовы обучать этих детей в форме инклюзивного обучения в сельской местности, испытывают значительные трудности в организации обучения этой категории детей. Механическое включение такого ребенка в общеобразовательный поток не только не обеспечивает его социализации, искомого равенства прав, но, напротив, может привести к потери возможности получить качественное образование. Все более актуальными для практиков становятся проблемы:

- как сделать образование детей с ОВЗ доступным и качественным?

- Как удовлетворить образовательные потребности такого ребенка?

- Как сделать так, чтобы качество образования других детей не пострадало?

- Как подготовить педагога к работе с детьми этой категории?

В ГБС(К)ОУ школы-интерната, который я представляю разработан и реализуется проект по внедрению модели деятельности организационно-методического центра, обеспечивающего сопровождение инновационных процессов интеграции/инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в Северо-Западном округе Самарской области.

Для организации образовательной среды в инклюзивной школе необходимы определенные ресурсы, в частности, организация психолого-педагогического, методического сопровождения образовательного процесса и программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Наличие в СКОУ  специалистов дефектологического профиля – дефектологов, учителей-логопедов, олигофренопедагогов, сурдо- и тифлопедагогов ‒  знающих особенности психофизического развития разных категорий детей с ОВЗ и владеющих методиками  их обучения и воспитания, и их отсутствие в общеобразовательной школе, позволяет говорить о высокой ресурсности СКОУ как методического центра по сопровождению детей с ОВЗ в системе общего образования.

В нашей школе 31 педагогический работник (11 педагогов 10 воспитателей)  2 дефектолога, 2 логопеда, 1 специальный психолог, 1 социальный педагог, все ПР прошли курсовую подготовку по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ . С высшей категорией 30%. Первая категория – 20%

Молодые специалисты, получившие базовое профессиональное образование на факультете специального образования ПГСГА  - 30%

Совместно с НИОЦ ФСО ПГСГА нами разработана и реализуется модель «С(К)ОУ как ресурс развития инклюзивной практики», которая предполагает решение следующих задач разработки, апробации и внедрения:

-      единого инновационно-поискового пространства в образовательных организациях, реализующих интегрированные, инклюзивные  формы обучения детей с ОВЗ;

-     системы психолого-педагогического сопровождения, методического обеспечения инклюзивного образования в контексте реализации образовательного маршрута обучающихся, воспитанников с ОВЗ в соответствии с их особыми образовательными потребностями, а также с потребностями и ожиданиями родителей;

-     повышение квалификации педагогов (воспитателей, учителей, дефектологов, логопедов, психологов), работающих с детьми ОВЗ в интегрированной, инклюзивной формах обучения, в части дополнительных профессиональных компетентностей через семинары-практикумы, мастер-классы и др. формы на основе применения современных образовательных технологий;

-     практики сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленной на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку и распространение передового педагогического опыта.

Сегодня все эти задачи рассматриваются и реализуются через призму требований образовательных стандартов.

Важнейшее условие включения является составление и реализация индивидуальной образовательной программы (включая программу коррекционной работы), с четким пониманием ближайших и долгосрочных целей, методов и приемов работы каждого специалиста с ребенком, адаптацией программного материала к возможностям ребенка.

В разработке индивидуальных образовательных программ нам помогает учебно-методическое пособие, разработанное преподавателями факультета специального образования и получившее гриф УМО по психолого-педагогическому направлению. Однако следует отметить, что происходящие изменения в плане введения адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ, изменений в деятельности ПМПК с связи с Законом об образовании в РФ и образовательными стандартами, требуют внесения корректировок в ИОП, по этому поводу у практиков возникают многочисленные вопросы, на которые мы стараемся отвечать опираясь на существующие нормативно-правовые документы, исследования и передовой педагогический опыт.

Сегодня существует запрос на новые элементы содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как в специальных, так и в общеобразовательных учреждениях. В нашей образовательной организации реализуются проекты:

1.1.стажировочная площадка ПГСГА разработке и реализации программ курсовой подготовки педагогов по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ » (1. Подготовлены тьюторы, которые  прошли курсовую подготовку в объеме 284 часа по модулям :

- технология тьюторского сопровождения как эффективное средство повышения квалификации в системе после профессиональной подготовки специалистов в области в специального и инклюзивного образования

-  оценка уровня сформированности дополнительных профессиональных компетентностей слушателей КПК: андрогогические подходы и процедуры, реализуемые тьюторами стажировочной площадки

- деятельность тьютора стажировочной площадки по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс обучающихся с ОВЗ

- использования системы дистанционного обучения MOODLE  в деятельности тьютора стажировочной площадки

1.2.разработана программа курсов повышении квалификации в рамках ИОЧ вариативного блока по теме  «Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ »

1.3. тьюторы начали обучение педагогов на курсах ПК, обучены 48 человек)

2.разработка практических материалов по формированию базовых логических приемов интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ в образовательном процессе

3.разработка электронных образовательных ресурсов:

3.1. электронная образовательная программа по формированию базовых логических приемов интеллектуальной деятельности на материале временных представлений

3.2. создание электронной программы  КПК в системе MOODLE для организации дистанционных курсов

4. школа является пилотной площадкой ФИРО по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования с последующей подготовкой тьюторов по сопровождению ФГОС ДО в Самарской области для детей с ОВЗ ( на основе примерной основной образовательной программы Дороновой Т.Н. «Мир и детство» в стадии адаптации)

Много вопросов сегодня возникает у практиков по реализации адаптированной образовательной программы, как в специальных, так и в общеобразовательных учреждениях. И это разные механизмы их  использования в практике специального и инклюзивного процесса. И здесь тоже много вопросов, на которые предстоит еще ответить.

Мы глубоко убеждены, что в условиях действия нового закона об образовании, предполагающего, что именно (цитирую) «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность …» возможно решение огромного числа частных вопросов, которые возникают в практике как специального, так и инклюзивного образования (ст. 15)

В статье 79 (п.6) Закона об образовании (цитата) «Особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» определяется необходимость создания специальных «…условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»; а также «обеспечения подготовки педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействия привлечения таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Вместе с тем указанная деятельность наиболее эффективно может быть реализована при создании на базе СКОУ ОМЦ по развитию инклюзивного образования, деятельность которого может быть организована в соответствии с примерным «Положением об Организационно-методическом центре по сопровождению инновационных процессов интеграции/инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в Северо-Западном округе Самарской области» совместно с органами исполнительной власти.

Основная цель работы нашего центра – формирование общего образовательного пространства по оказанию дополнительной коррекционно-развивающей помощи на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций.

В целях реализации указанной деятельности СКОУ внесены соответствующие дополнения в  Устав учреждения.

В рамках деятельности ОМЦ ранее проведены следующие мероприятия :

В декабре 2013г.

Проект ОМЦ был представлен на Всероссийской научно-практической Интернет -конференции «Интеграция и инклюзия в образовании: проблемы и опыт »

 В январе 2014г.

Педагогический совет ГБС(К)ОУ школы-интерната с. Старый Буян «Преобразование ГБС(К) ОУ школы-интерната в открытое сообщество участников образовательных отношений и социума»

В апреле  2014

 Совещание директоров государственных бюджетных образовательных Учреждений Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области "Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья "

 В мае

В 15-17 мая 2014г. На международной научно-практической конференции ЮНЕСКО  «Учиться жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» в Казани

В декабре 2014г.

участие во Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития инклюзивного образования»

Открытая дискуссионная площадка«Деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как методического ресурса развития инклюзии в общеобразовательной школе».

В 2015 г. запланировано проведение

март

- Областной конференции «Инклюзивное образование детей с ОВЗ: проблемы, решения»

  В течение 2015года

- обучение педагогов Самарской области на курсах ПК по теме «Разработка содержания программы по формированию познавательных (логических) универсальных учебных действий  у детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной (интегрированной)  форме в ОО »

- публикации рабочих тетрадей практических материалов по формированию базовых логических приемов интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ в образовательном процессе  5 тетрадей: Анализ. Синтез, сравнение, Обобщение, Классификация)

- получение патента на электронную образовательную программу по формированию базовых логических приемов интеллектуальной деятельности на материале временных представлений

- разработка электронной версии программы КПК в системе MOODLE по теме «Разработка содержания программы по формированию познавательных (логических) универсальных учебных действий  у детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной (интегрированной)  форме в образовательных организациях»

- обучение педагогов Самарской области на курсах ПК по теме «Разработка содержания программы по формированию познавательных (логических) универсальных учебных действий у детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной (интегрированной) форме в образовательных организациях» в дистанционной форме

- разработка адаптированной образовательной программы ДО для детей с ЗПР на основе программы Т.Н. Дороновой «Мир и детство»

- мониторинг инновационной деятельности пилотной площадки ФИРО по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования

Образовательные ресурсы